Неточные совпадения
Сжалился Бог и к спасению
Схимнику
путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал...
Счастливый
путь, ваше благородие!» Потом обратился он к народу и сказал,
указывая на Швабрина: «Вот вам, детушки, новый командир: слушайтесь его во всем, а он отвечает мне за вас и за крепость».
— Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. — Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам бог
путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…
— Я, конечно, согласен, что Александр Третий был глупый царь, но все-таки он
указал нам правильный
путь погружения в национальность.
— Не стану спрашивать вас: почему, но скажу прямо: решению вашему не верю-с!
Путь, который я вам
указал, —
путь жертвенного служения родине, — ваш
путь. Именно: жертвенное служение, — раздельно повторил он. — Затем, — вы свободны… в пределах Москвы. Мне следовало бы взять с вас подписку о невыезде отсюда, — это ненадолго! Но я удовлетворюсь вашим словом — не уедете?
Змиев доказывал, что социализм победит только
путем медленного просачивания в существующий строй, часто напоминал о своем личном знакомстве с Мильераном и восхищался мужеством, с которым тот первый
указал, что социализм учение не революционное, а реформаторское.
Кончив экзамены, Самгин решил съездить дня на три домой, а затем — по Волге на Кавказ. Домой ехать очень не хотелось; там Лидия, мать, Варавка, Спивак — люди почти в равной степени тяжелые, не нужные ему. Там «Наш край», Дронов, Иноков — это тоже мало приятно. Случай
указал ему другой
путь; он уже укладывал вещи, когда подали телеграмму от матери.
— Смотрите, —
указывал он на транспарант, золотые слова которого: «Да будет легок твой
путь к славе и счастью России», заканчивались куском вывески с такими же золотыми словами: «и К°».
Пользуясь восторженным полетом молодой мечты, он в чтение поэтов вставлял другие цели, кроме наслаждения, строже
указывал в дали
пути своей и его жизни и увлекал в будущее. Оба волновались, плакали, давали друг другу торжественные обещания идти разумною и светлою дорогою.
— Самая великая? Нет, взаправду, вы
указали целый
путь; скажите же: самая великая?
Не величавый образ Колумба и Васко де Гама гадательно смотрит с палубы вдаль, в неизвестное будущее: английский лоцман, в синей куртке, в кожаных панталонах, с красным лицом, да русский штурман, с знаком отличия беспорочной службы,
указывают пальцем
путь кораблю и безошибочно назначают день и час его прибытия.
— Нет никакого деспотизма, — спокойно отвечал Новодворов. — Я только говорю, что знаю тот
путь, по которому должен итти народ, и могу
указывать этот
путь.
— Но почему ты уверен, что
путь, который ты
указываешь, истинный? Разве это не деспотизм, из которого вытекали инквизиции и казни большой революции? Они тоже знали по науке единый истинный
путь.
— И уж если такой делец, как этот старик (благороднейший старик, и какая осанка!),
указал этот
путь, то… то уж, конечно, выигран
путь.
Китайцы рассчитывали, что мы повернем назад, но, видя наше настойчивое желание продолжать
путь, стали рассказывать всевозможные небылицы: пугали медведями, тиграми, говорили о хунхузах и т.д. Вечером Гранатман ходил к тазам и хотел нанять у них проводника, но китайцы предупредили его и воспретили тазам
указывать дорогу.
По
пути я замечал, что в некоторых местах земля была истоптана и взрыта. Я думал, что это кабаны, но Дерсу
указал мне на исковерканное деревцо, лишенное коры и листьев, и сказал...
Путь наш лежал правым берегом Ли-Фудзина. Иногда тропинка отходила в сторону, углубляясь в лес настолько, что трудно было ориентироваться и
указать, где течет Ли-Фудзин, но совершенно неожиданно мы снова выходили на реку и шли около береговых обрывов.
Утром, как только мы отошли от бивака, тотчас же наткнулись на тропку. Она оказалась зверовой и шла куда-то в горы! Паначев повел по ней. Мы начали было беспокоиться, но оказалось, что на этот раз он был прав. Тропа привела нас к зверовой фанзе. Теперь смешанный лес сменился лиственным редколесьем. Почуяв конец
пути, лошади прибавили шаг. Наконец показался просвет, и вслед за тем мы вышли на опушку леса. Перед нами была долина реки Улахе. Множество признаков
указывало на то, что деревня недалеко.
Закусив немного холодной кашицей, оставленной от вчерашнего ужина, мы тронулись в
путь. Теперь проводник-китаец повернул круто на восток. Сразу с бивака мы попали в область размытых гор, предшествовавших Сихотэ-Алиню. Это были невысокие холмы с пологими склонами. Множество ручьев текло в разные стороны, так что сразу трудно ориентироваться и
указать то направление, куда стремилась выйти вода.
В то самое время, как Гарибальди называл Маццини своим «другом и учителем», называл его тем ранним, бдящим сеятелем, который одиноко стоял на поле, когда все спало около него, и,
указывая просыпавшимся
путь,
указал его тому рвавшемуся на бой за родину молодому воину, из которого вышел вождь народа итальянского; в то время, как, окруженный друзьями, он смотрел на плакавшего бедняка-изгнанника, повторявшего свое «ныне отпущаеши», и сам чуть не плакал — в то время, когда он поверял нам свой тайный ужас перед будущим, какие-то заговорщики решили отделаться, во что б ни стало, от неловкого гостя и, несмотря на то, что в заговоре участвовали люди, состарившиеся в дипломациях и интригах, поседевшие и падшие на ноги в каверзах и лицемерии, они сыграли свою игру вовсе не хуже честного лавочника, продающего на свое честное слово смородинную ваксу за Old Port.
И затем
указала ему на
путь на все четыре стороны.
Дойду, или
укажу другим
путь, как дойти.
Путь Белинского
указывает на то исключительное значение, которое имела у нас гегелевская философия.
Разрешить земельный вопрос упразднением земельной собственности и
указать другим народам
путь разумной, свободной и счастливой жизни — вне промышленного, фабричного, капиталистического насилия и рабства — вот историческое призвание русского народа».
Бесплодие и пустынность философского критицизма с его отвлеченно-призрачным самопогружением в субъект, с ненужной апологетикой науки, мелочные разногласия этой неосхоластики, искание гносеологии без предпосылок и грубый догматизм всех этих критических гносеологий — все это
указывает на внутреннюю неизбежность перехода на новый
путь.
Удэхейцы снабдили нас продовольствием на дорогу и проводили, как они сами говорили, на шесть песков, т. е. на шесть отмелей на поворотах реки. Они рассказали нам
путь вперед на несколько суток и
указали, где найти людей. Мы расстались.
…Представилось дело, которое я откладывать не люблю. Посылаю вам для передачи Андрею Андреевичу копию с бумаги, по которой он может просить об казенном пособии. Третий пунктэтой бумаги
укажет ему дорогу, каким образом действовать… Не следует пренебрегать этой помощию помимо Маленькой артели, которая своими
путями… Я нашел эту бумагу у Фролова и сегодня же посылаю другую копию Соловьеву.
Но милосердому року угодно было
указать ему на иной
путь, а на этом
пути и развлечение.
Я, когда вышел из университета, то много занимался русской историей, и меня всегда и больше всего поражала эпоха междуцарствия: страшная пора — Москва без царя, неприятель и неприятель всякий, — поляки, украинцы и даже черкесы, — в самом центре государства; Москва приказывает, грозит, молит к Казани, к Вологде, к Новгороду, — отовсюду молчание, и потом вдруг, как бы мгновенно, пробудилось сознание опасности; все разом встало, сплотилось, в год какой-нибудь вышвырнули неприятеля; и покуда, заметьте, шла вся эта неурядица, самым правильным образом происходил суд, собирались подати, формировались новые рати, и вряд ли это не народная наша черта: мы не любим приказаний; нам не по сердцу чересчур бдительная опека правительства; отпусти нас посвободнее, может быть, мы и сами пойдем по тому же
пути, который нам
указывают; но если же заставят нас идти, то непременно возопием; оттуда же, мне кажется, происходит и ненависть ко всякого рода воеводам.
Я раскрыл рот, чтобы заявить о моем раскаянии и заверить, что его превосходительству стоит только
указать мне
путь…
Она была уверена, что и призвание ее не в том, чтобы рожать и воспитывать детей, — она даже с гадливостью и презрением смотрела на такое призвание, — а в том, чтобы разрушить существующий строй, сковывающий лучшие силы народа, и
указать людям тот новый
путь жизни, который ей указывался европейскими новейшими писателями.
И
указал ему бог
путь в пустыню…
Но провидение само
указало ей
путь.
Лизавете Александровне стало жаль Александра; жаль его пылкого, но ложно направленного сердца. Она увидела, что при другом воспитании и правильном взгляде на жизнь он был бы счастлив сам и мог бы осчастливить кого-нибудь еще; а теперь он жертва собственной слепоты и самых мучительных заблуждений сердца. Он сам делает из жизни пытку. Как
указать настоящий
путь его сердцу? Где этот спасительный компас? Она чувствовала, что только нежная, дружеская рука могла ухаживать за этим цветком.
Денег не даст, но
пути укажет и дураков подыщет…
— Я так рассуждаю, что ум дан человеку не для того, чтоб испытывать неизвестное, а для того, чтоб воздерживаться от грехов. Вот ежели я, например, чувствую плотскую немощь или смущение и призываю на помощь ум:
укажи, мол,
пути, как мне ту немощь побороть — вот тогда я поступаю правильно! Потому что в этих случаях ум действительно пользу оказать может.
— Вера — сама по себе, а ум сам по себе. Вера на цель
указывает, а ум —
пути изыскивает. Туда толкнется, там постучится… блуждает, а между тем и полезное что-нибудь отыщет. Вот лекарства разные, травы целебные, пластыри, декокты — все это ум изобретает и открывает. Но надобно, чтоб все было согласно с верою — на пользу, а не на вред.
Сущность всякого религиозного учения — не в желании символического выражения сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и
указывать тот
путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая деятельность человечества.
Кроме того, русские критики
указывали и на то, что приложение к жизни заповеди о непротивлении злу насилием, своротило бы человечество с того
пути цивилизации, по которому оно идет.
Путь же цивилизации, по которому идет европейское человечество, есть, по их мнению, тот самый, по которому и должно всегда идти всё человечество.
Одни люди — меньшинство — тотчас же, сразу пророческим чувством
указывают истинность учения, отдаются ему и исполняют его. Другие — большинство — только длинным
путем ошибок, опытов и страданий приводятся к познанию истинности учения и необходимости усвоения его.
Не раз
указывал я, что
путей сообщения у нас, можно сказать, не существует, что судоходство наше представляет зрелище в высшей степени прискорбное для сердца всякого истинного патриота, что в торговле главным двигателем является не благородная и вполне согласная с предписаниями политико-экономической науки потребность быть посредником между потребителем и производителем, а гнусное желание наживы, что земледелие, этот главный источник благосостояния стран, именующих себя земледельческими, не радует земледельца, а землевладельцу даже приносит чувствительное огорчение.
«Ты воротишься туда,
указать наш
путь?» Вот какие подлые!
Около Думы народ. Идет заседание. Пробрались в зал. Речь о войне, о помощи раненым. Какой-то выхоленный, жирный, так пудов на восемь, гласный, нервно поправляя золотое пенсне, возбужденно, с привизгом, предлагает желающим «добровольно положить живот свой за веру, царя и отечество», в защиту угнетенных славян, и сулит за это земные блага и царство небесное,
указывая рукой прямой
путь в небесное царство через правую от его руки дверь, на которой написано: «Прием добровольцев».
Он вынул из кармана тетрадку и подал ее брату. Статья называлась так: «Русская душа»; написана она была скучно, бесцветным слогом, каким пишут обыкновенно неталантливые, втайне самолюбивые люди, и главная мысль ее была такая: интеллигентный человек имеет право не верить в сверхъестественное, но он обязан скрывать это свое неверие, чтобы не производить соблазна и не колебать в людях веры; без веры нет идеализма, а идеализму предопределено спасти Европу и
указать человечеству настоящий
путь.
Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам господь из половецких стран
Князю
путь указывает к дому.
Ага, не останавливаясь, у самой скалы, загромоздившей нам
путь, свернул молча, как всегда, направо в кустарник — и перед нами открылась бездна Черека с висящими стремнинами того берега. Он остановил лошадь, обернулся ко мне и,
указывая вниз, объяснил, что «пайдем вниз, там мост, а там»,
указывая в небо, выше противоположной стены берега, — там и аул Безенги. Стал спускаться, откинувшись телом назад и предоставив лошади свою жизнь и дав ей полную свободу.
— Вы про него еще одной вещи не знаете, — сказала она ему,
указывая на Пигасова, — он ужасный ненавистник женщин, беспрестанно нападает на них; пожалуйста, обратите его на
путь истины.
Могли бы мы, конечно, расспросив о дороге, направиться ближайшим
путем, по твердой земле, а не по скользкому гравию, но, как правильно
указал Дюрок, в данном положении было невыгодно, чтобы нас видели на дорогах.
Предположим, что в произведении искусства развивается мысль: «временное уклонение от прямого
пути не погубит сильной натуры», или: «одна крайность вызывает другую»; или изображается распадение человека с самим собою; или, если угодно, борьба страстей с высшими стремлениями (мы
указываем различные основные идеи, которые видели в «Фаусте»), — разве не представляются в действительной жизни случаи, в которых развивается то же самое положение?
Некоторые стихотворения ходили по рукам, и в настоящую минуту я за малыми исключениями не в состоянии
указать на
пути, непосредственно приведшие меня в так называемые интеллигентные дома.